Все началось во время оттепели... Сейчас невозможно сказать от куда пошла идея. Возможно от энтузиастов с "АЗЛК", а может и от куда-то свыше. Но факт остается фактом, начинается разработка советского гоночного автомобиля, который мог бы участвовать в "королевских гонках". Гонках Формула-1.
Работы такого уровня в Советском Союзе еще не производились, а потому требовали тщательнейшего подхода к каждой детали автомобиля. Одной из первых вставших перед конструкторами проблем стала проблема подходящего силового агрегата.
Первоначально планировалось использовать двигатель "412—2В", но по ряду причин от этой задумки пришлось отказаться. Началось проектирование принципиально нового мотора. За образец был взят двигатель гоночного мотоцикла "Восток-С-360" — четырехтактный, V-образный, двухцилиндровый.
Правда, двух цилиндров для "формульного" двигателя явно мало, и разработчики пошли по пути набора однотипных секций. Была сохранена форма цилиндров и конфигурация камеры сгорания, а вот корпус, головка цилиндров, системы смазки и привода клапанов создавали заново. В результате родился уникальный мотор, до сих пор не имеющий аналогов в отечественном автомобилестроении — V-образный полуторалитровый восьмицилиндровый агрегат с двумя разъемными(!) распредвалами с "широкими" фазами газораспределения. В нем было много нововведений для тех времен.
Но поражает не это. Расчетная мощность двигателя составляла 200 л.с. при 10500 обор/мин! Двигатель получил название "ГД1"
(О создании двигателя можно прочесть в статье одного из создателей — Л.Шугурова — на странице http://own.in.ua/view/item/1076.)
Теперь можно было разрабатывать сам болид. За основу взяли Г5, который, собственно и планировался как "черновик" для Формулы. На один из экземпляров установили опытный образец двигателя "ГД1", и прототип стал проходить всесторонние испытания. Пока шла его обкатка, другая группа конструкторов активно работала над корпусом болида. Впервые была применена продувка модели в аэродинамической трубе. Планировалось использование антикрыла. Впервые стала использоваться восьмизвездная подвеска задних колес. Специально разработанная пятиступенчатая коробка, с синхронизаторами на всех передачах и так называемым быстрым переключением, позволяла эффективно реализовывать тяговые характеристики двигателя. Впервые были применены дисковые тормоза на всех колесах. Существенно изменился дизайн машины. Кузов стал более обтекаемым, понизилось лобовое сопротивление, была применена оригинальная несущая пространственная рама и кузовные панели из стеклопластика, что снизило вес машины до 580 кг.
Советский формульный болид был почти готов, но... увы и ах! Сбыться этой мечте не было суждено. В первую очередь из-за недостатка финансирования от министерства — команды Формулы-1 представляют собой очень сложную структуру, и финансируются, в основном, спонсорами. Отечественные предприятия находились попросту не на том уровне. Кроме того, перспектива появления советской команды на гонках Формулы-1 была воспринята в штыки на западе. (А ещё — поменялись техусловия в самой Формуле 1)
В 1983 г. Москвич Г5 и Москвич Г5А были переданы заводскому музею АЗЛК, в котором экспонировались до закрытия музея в 2009 г.; в настоящее время они являются экспонатами Музея ретро-автомобилей
На нижних фото: двигатель ГД1 в музее АЗЛК