http://s2.uploads.ru/t/NWKQj.jpg

Несмотря на широкое распространение кольцевых гонок, интерес к линейным заездам угас не совсем, и сами рекордные заезды не умерли. Они переродились в нечто большее. В 1960х годах автомобили для линейных гонок создавались с нуля, с чистого листа, а не на базе "Побед" или ЗИСов, что давало совершенно другие возможности.

Более того - рождались новые группы! Конструктора ставили эксперименты, ранее бывшими попросту невозможными, делали то, что еще 5 лет назад казалось фантастикой или сумасшествием.

Создание этого автомобиля означало появление группы VIII рекордных заездов - группы, в которой участвовали автомобили с газотурбинными двигателями. Первенцем стал автомобиль "Пионер-1", созданный Ильей Александровичем Тихомировым в 1960 году на базе "Харькова-Л1" - первого автомобиля Лорента.

Вместо поршневого двигателя автомобиль был оборудован двумя газовыми турбинами, располагавшимися вдоль бортов справа и слева от места гонщика. Шасси и кузов практически не изменились, лишь вдоль бортов И. А. Тихомиров смонтировал короба воздухозаборников, а перед задними колесами - выходные горловины отработавших газов. Это несколько увеличило ширину машины, а с ней и лобовую площадь.

Суммарная мощность турбин составляла 100 л.с. при 50 000 об/мин. Вторая ступень каждой турбины через понижающий планетарный редуктор соединялась с центральным суммирующим редуктором. От него крутящий момент передавался на главную передачу, сохраненную от "Харьков-Л1". Масса автомобиля составляла 485 кг, и благодаря установке некоторого оборудования (аппаратура для впрыска водо-спиртовой смеси, а также дополнительные приборы автоматики и контроля) "Пионер-1" мог участвовать как в классе 1 (до 500 кг), так и в классе 2 (500-1000кг). В первом случае его скорость составляла 303 км/ч, во втором - 307 км/ч. Вообще, "Пионер-1" стал первым советским рекордным автомобилем, преодолевшим порог в 300 км/ч!!!

В 1962 году суммарная мощность турбин была доведена до 135 л.с. при 50 000 об/мин, а вес автомобиля приблизился к отметке "500" почти вплотную - 495 кг. По-прежнему изменяя массу автомобиля, Тихомиров продолжал участвовать в двух группах. Его результат на дистанции 1 км со стартом с хода - 306,6 км/ч являлся не только первым рекордом страны в новом классе газотурбинных автомобилей массой до 1000 кг, но и новым абсолютным рекордом скорости СССР на автомобиле.

Перед следующим сезоном "Пионер" подвергся очередной модернизации, получив индекс "-2М". Теперь мощность ГТД составляла 160 л.с., а потолок скорости приблизился к заветной отметке 400 км/ч. 1 сентября 1963 г. И. А. Тихомиров участвовал за рулем "Пионера-2М" в рекордных заездах на высохшем соляном озере Баскунчак. В классе 1 группы VIII добился на дистанции 1 км со стартом с хода средней скорости 311,4 км/ч. Этот показатель в 1963 году был выше соответствующего международного рекорда!!!

Всего с 1961 по 1972 год Тихомировым на "Пионере" было установлено 13 всесоюзных и мировых рекордов скорости, в том числе абсолютный всесоюзный рекорд скорости (311,4 км/ч). Но главным, пожалуй, было то, что "Пионер" ознаменовал не только появление новой группы, но и новой эры в истории советского автоспорта.
(c) К. Костин, 2006

http://www.sovetcars.ru/pioner/